Версия для слабовидящих
Услуги
Тарифы
Справка

Пресса о нас / 04.04.12

Газета «Народная газета» Новый отКЛИК (№63 за 4 апреля 2012 года)

За последние несколько лет Беларусь по уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры шагнула далеко вперед: в рейтинге ООН поднялась на 48-е место среди 190 стран мира (на 36 позиций вверх по сравнению с 2008 годом). За счет чего этого удалось добиться? Какие есть резервы для развития новых технологий, повышения доступности для населения мобильной связи, широкополосного доступа в интернет и других услуг? На эти и другие вопросы читателям “НГ” ответил министр связи и информатизации Беларуси Николай ПАНТЕЛЕЙ.

Проверены на прочность

— Николай Петрович, минувший год стал проверкой на прочность и конкурентоспособность всей экономики Беларуси. Каким образом минувшие инфляционные и девальвационные процессы могут повлиять на развитие отрасли связи с точки зрения инвестиционной политики, прироста абонентов, изменения тарифов, внедрения новых услуг?

— Да, минувший год был не простым для всех. Однако все, что было запланировано по строительству информационно-коммуникационной инфраструктуры и приросту абонентов стационарного и мобильного широкополосного доступа в интернет, выполнено.

Уделялось внимание развитию новых услуг. Так, в рамках реализации инновационного проекта по строительству мультисервисной сети электросвязи с июля 2011 года начато подключение абонентов к сети электросвязи с использованием IMS-платформы. Благодаря этому они смогут рассчитывать на более широкий спектр услуг, которые ранее не могли быть предложены по техническим причинам. Число абонентов, имеющих доступ к таким услугам, в настоящее время превышает 102 тысячи человек.

Начато внедрение технологий пассивных оптических сетей и подключение абонентов с применением технологии GPON, позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с на абонента.

Дальнейшее развитие интерактивного телевидения позволяет удовлетворять спрос населения в услугах многопрограммного цифрового телевизионного вещания. Абонентам предлагаются пакеты с функциями отложенного просмотра и просмотр телепрограмм в режиме реального времени. Дополнительно абоненты могут подключить тематические пакеты, на платной основе доступны сервисы “Виртуальный кинозал” и “Видео по запросу”. В третьем квартале минувшего года для абонентов интерактивного телевидения Белтелеком (торговая марка ZALA) ввел в эксплуатацию информационный портал, а также услуги доступа к платежным системам.

— Несмотря на значительный потенциал интернет-технологий, услугами высокоскоростной передачи данных, по некоторым подсчетам, пользуется не более половины населения страны. Что в первую очередь могло бы повысить интерес граждан к таким услугам: снижение тарифов, повышение скорости, более активное расширение оптоволоконной сети или что-то еще?

— Согласно результатам обследований, проводимых Национальным статистическим комитетом, на начало нынешнего года в нашей стране 46,4 процента домохозяйств имели персональный компьютер, а 40,3 процента — доступ к услугам сети интернет с домашнего компьютера. Данные показатели за год выросли соответственно на 11 и 13 процентов, и это достаточно высокие темпы.

Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры, национального контента и электронных услуг. Все это должно стимулировать интерес граждан нашей страны к этой сфере.

Как снизить мобильные тарифы?

— После нескольких лет бурного роста увеличение числа абонентов сотовой связи резко замедлилось. Несмотря на возросшую конкуренцию, операторы не снижают тарифы, а порой, наоборот, их повышают. Как вы считаете, какие дополнительные меры могли бы повысить привлекательность таких услуг для населения? Насколько перспективным было бы привлечение в Беларусь четвертого оператора сотовой связи стандарта GSM?

— Действительно, рынок услуг сотовой подвижной электросвязи находится в нашей стране на стадии насыщения. Число абонентов мобильной связи уже превысило 10 миллионов, то есть количество жителей. И это сопоставимо с уровнем европейских государств.

Острая конкуренция между операторами сотовой связи способствует расширению перечня предоставляемых услуг, стимулирует операторов к внедрению новейших технологий. Необходимо также отметить и бурное развитие технологий беспроводного широкополосного доступа в интернет. Сегодня все сотовые операторы активно эксплуатируют оборудование, поддерживающее технологии третьего поколения (3G), которое установлено во всех крупных городах. Абоненты имеют техническую возможность подключения к сети интернет на скорости до 42 Мбит/с.

По итогам минувшего года более 4,5 миллиона мобильных абонентов воспользовались услугами беспроводного доступа в интернет, из них порядка 1,8 миллиона — с использованием технологий широкополосного доступа 3G.

Большинство тарифов операторов не регулируются государством, они свободные. Компании вправе самостоятельно принимать решения об их повышении. Однако при этом следует отметить, что если общий рост цен в Беларуси в минувшем году превысил двукратные значения, то тарифы сотовой связи для юридических лиц выросли всего лишь на 8 процентов, а для физических — на 12,7 процента.

С введением с 1 февраля текущего года услуги “переносимость номера” абоненты получили возможность свободно переходить на обслуживание к оператору с наиболее выгодными тарифами и при этом сохранить абонентский номер. Это может обострить конкуренцию между операторами, заставит их предлагать все более привлекательные условия, внедрять новые услуги, повышать качество.

Однако нужно понимать, что период значительного снижения тарифов, который пришелся на время бурного наращивания абонентской базы, прошел. Чрезмерное ограничение рентабельности работы операторов может привести к негативным последствиям, в том числе к снижению объемов инвестирования и внедрения новых услуг.

Перспектива появления в Беларуси четвертого оператора стандарта GSM пока не просматривается. Это связано с ограниченностью частотного ресурса и “зрелостью” отечественного рынка, наличием высокого уровня конкуренции.

Совет Министров утвердил перечень 24 базовых электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено государственными органами всем заинтересованным к 2015 году посредством единого портала электронных услуг ОАИС (www.portal.gov.by), план развития двадцати государственных информационных ресурсов, необходимых для их предоставления, и план поэтапного перехода государственных органов к предоставлению электронных услуг посредством единого портала электронных услуг до 2014 года. В течение минувшего года к единому порталу электронных услуг обратилось более 250 тысяч пользователей.

Интернет-ускорение

— Уровень востребованности населением услуг электросвязи в значительной степени зависит от ценовой доступности мобильных телефонов, нетбуков и других устройств. Ранее в нашей стране предпринимались попытки наладить их сборку. Как вы оцениваете перспективы импортозамещения в данной сфере?

— В Беларуси домашний компьютер есть только в каждой второй семье. Для внедрения новых услуг, развития информационного общества этого, видимо, недостаточно.

Организовывать либо нет в Беларуси то или иное сборочное производство, должны решать сами производители. Прежний опыт сборки сотовых телефонов стандарта GSM и ноутбуков был не очень успешным.

Однако с тех пор экономические условия изменились. На мой взгляд, участие нашей страны в формировании ЕЭП увеличивает емкость потенциального рынка сбыта для отечественных нетбуков, мобильных телефонов, что может стать дополнительным стимулом для привлечения зарубежных инвесторов и технологий.

ТВ в другом формате

— В Беларуси инвестируются значительные средства для перехода к 2015 году от аналогового к цифровому эфирному телевещанию. Однако новые телевизоры и специальные приставки пока имеет лишь небольшая часть населения. Какие существуют резервы для ускорения такого технологического перехода?

— Министерством связи и информатизации уже проведена значительная работа по развитию эфирного цифрового телевидения в рамках реализации государственной программы внедрения цифрового телевизионного и радиовещания в Республике Беларусь до 2015 года.

За период с 2005 года по настоящее время эфирным цифровым телевидением удалось охватить территорию, на которой проживает 94,9 процента населения. Получается, что почти 95 процентов населения имеет доступ к бесплатному государственному обязательному общедоступному пакету цифровых телевизионных программ, включающему шесть основных телеканалов — “Беларусь 1”, “Беларусь 2”, ОНТ, СТВ, “НТВ-Беларусь”, “РТР-Беларусь”.

При этом эфирное цифровое телевидение наиболее востребовано населением, проживающим в индивидуальных домах в сельской и городской местности и находящимся вне зоны обслуживания операторов кабельного телевидения.

Основным сдерживающим фактором перехода на эфирное цифровое телевидение является недостаточная оснащенность населения соответствующим оборудованием: цифровыми телевизорами, специальными индивидуальными антеннами и приставками к аналоговым телевизионным приемникам.

Планируется, что с 1 января будущего года в нашей стране продажа нового приемного оборудования, не позволяющего осуществлять прием сигналов эфирного цифрового телевидения, будет прекращена. Принятие данного решения, как и предполагаемое расширение пакета программ, может стать стимулом для граждан. С 1 марта текущего года по короткому телефонному номеру 172 можно получить информацию квалифицированных специалистов, касающуюся организации эфирного приема телевизионных программ цифрового формата в том либо ином населенном пункте.

— На какой стадии находится проект по запуску отечественного спутника связи? Каким образом реализация таких планов может повлиять на качество, стоимость и разнообразие предоставляемых населению услуг?

— Создание национальной системы спутниковой связи и вещания на базе собственного спутника связи предусмотрено Национальной программой исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008-2012 годы.

В минувшем году состоялся конкурс по выбору поставщика товаров (работ, услуг), необходимых для создания национальной системы спутниковой связи и вещания, по результатам которого определен победитель. Создано закрытое акционерное общество “Национальный оператор спутниковой связи и вещания”, которое в настоящее время разрабатывает бизнес-план инвестиционного проекта.

Создание национальной системы спутниковой связи на базе собственного спутника позволит внедрить новые технологии, увеличить экспортный потенциал страны.

Почтовая эволюция

— Традиционным почтовым услугам все сложнее конкурировать с новыми, электронными. Какие изменения, на ваш взгляд, в ближайшие годы должны произойти в деятельности “Белпочты”, чтобы ее работа по-прежнему была востребована населением?

— “Белпочта” ведет работу по автоматизации производственных процессов обработки и сортировки почты в Минском сортировочном центре — самом крупном в стране. Это позволит максимально исключить ручной труд и сократить сроки обработки как внутренних, так и международных почтовых отправлений. Работы по модернизации планируется завершить в 2013 году.

В РУП “Белпочта” организован участок обслуживания корпоративных клиентов, где оказываются услуги гибридной почты — распечатка, конвертование и рассылка информации, полученной в электронном виде. Одним из самых крупномасштабных является проект комплексной автоматизации отделений почтовой связи. Кроме того, на “Белпочте” реализован прием платежей по принципу единого лицевого счета, что позволяет ускорить и упростить оплату коммунальных и других услуг. Также “Белпочта” уже к концу текущего года может стать помощником для граждан в дистанционном получении справок из госорганов.

В дальнейшем планируется расширять использование сети платежно-справочных терминалов. В каждом из почти 900 таких устройств уже сегодня можно рассчитаться по банковскому кредиту и за коммунальные услуги, услуги сотовой связи, отправить в пределах страны электронный денежный перевод.

Газета «Народная газета» (№63 за 4 апреля 2012 года)


Все новости | Май 2019 | Апрель 2019 | Март 2019 | Февраль 2019 | Январь 2019 | Декабрь 2018 | Ноябрь 2018 | Октябрь 2018 | Сентябрь 2018 | Август 2018 | Июль 2018 | Июнь 2018 | Май 2018 | Апрель 2018 | Март 2018 | Февраль 2018 | Январь 2018 | Декабрь 2017 | Ноябрь 2017 | Октябрь 2017 | Сентябрь 2017 | Август 2017 | Июль 2017 | Июнь 2017 | Май 2017 | Апрель 2017 | Март 2017 | Февраль 2017 | Январь 2017 | Декабрь 2016 | Ноябрь 2016 | Октябрь 2016 | Сентябрь 2016 | Август 2016 | Июль 2016 | Июнь 2016 | Май 2016 | Апрель 2016 | Март 2016 | Февраль 2016 | Январь 2016 | Декабрь 2015 | Ноябрь 2015 | Октябрь 2015 | Сентябрь 2015 | Август 2015 | Июль 2015 | Июнь 2015 | Май 2015 | Апрель 2015 | Март 2015 | Февраль 2015 | Январь 2015 | Декабрь 2014 | Ноябрь 2014 | Октябрь 2014 | Сентябрь 2014 | Август 2014 | Июль 2014 | Июнь 2014 | Май 2014 | Апрель 2014 | Март 2014 | Февраль 2014 | Январь 2014 | Декабрь 2013 | Ноябрь 2013 | Октябрь 2013 | Сентябрь 2013 | Август 2013 | Июль 2013 | Июнь 2013 | Май 2013 | Март 2013 | Февраль 2013 | Январь 2013 | Декабрь 2012 | Ноябрь 2012 | Октябрь 2012 | Сентябрь 2012 | Август 2012 | Июль 2012 | Июнь 2012 | Май 2012 | Апрель 2012 | Март 2012 | Февраль 2012 | Январь 2012 | Декабрь 2011 | Ноябрь 2011 | Октябрь 2011 | Сентябрь 2011 | Август 2011 | Июль 2011 | Июнь 2011 | Май 2011 | Апрель 2011 | Март 2011 | Февраль 2011 | Январь 2011 | Декабрь 2010 | Ноябрь 2010 | Октябрь 2010 | Сентябрь 2010 | Август 2010 | Июль 2010 | Июнь 2010 | Май 2010 | Апрель 2010 | Март 2010 | Февраль 2010 | Январь 2010 | Декабрь 2009 | Ноябрь 2009 | Октябрь 2009 | Сентябрь 2009 | Август 2009 | Июль 2009 | Июнь 2009 | Май 2009 | Апрель 2009 | Март 2009 | Февраль 2009 | Январь 2009 | Декабрь 2008 | Ноябрь 2008 | Октябрь 2008 | Сентябрь 2008 | Август 2008 | Июль 2008 | Июнь 2008 | Апрель 2008 | Март 2008 | Октябрь 2007
Версия для печати