Услуги
Справка

Регулярная государственная почта XVIII-XIX вв

В ХVIII веке почтовая служба на белорусских землях получает дальнейшее развитие.

В Польше и Великом Княжестве Литовском королевская почта являлась общегосударственным учреждением. Позже были созданы и частные почты, которые дополняли деятельность королевской. Частные почты перевозили почтовые отправления в европейские страны, а также поддерживали внутренние почтовые сообщения между городами.

Для управления почт вводится должность генерального почтмейстера, создается почтовое управление. За пересылку почтового отправления вводиться универсальный почтовый тариф в размере 4 гроша за письмо весом не более 1-го лота (около 12,66 граммов) за пересылку на любое расстояние на польской территории. Это был первый универсальный почтовый тариф в мире.

Позже были введены постоянные тарифы за пересылку корреспонденции в зависимости от расстояния: 1, 1/3 грошей из Львова до Замосци, 2 гроша из Львова до Люблина и 3 гроша из Львова до Варшавы.

Почтовая служба в Великом Княжестве Литовском имела много общего с ямской службой в Российском государстве.

В начале ХVIII в России проведены почтовые реформы: учреждены почтовые управления, первые почтамты в Москве, Петербурге, Риге; почтовые конторы в Архангельске, Ревеле, Нарве, Выборге, Вологде. Введены должности почтмейстеров, организована военно-полевая почта (1716 г.) и регулярная перевозка почты на кораблях по Балтийскому морю. Почта становится подлинно государственной службой. Разрабатываются новые почтовые маршруты, приводятся в порядок государственные дороги. Вводится курьерская почта — для срочной доставки писем вне всякого графика.

В начале ХVIII века во время русско-шведской войны 1700 — 1721 годов на белорусских землях строятся новые почтовые дороги и станции. Для ведения войны нужна была хорошая и надежная связь. Для этого быстрыми темпами строились, улучшались и реорганизовывались почтовые станции и дороги. Все эти работы выполнялись военными людьми.

В декабре 1707 года прошла первая почта по построенному тракту из Борисова в Быхов. Из Витебска до Смоленска было устроено 5 станций с 20 лошадьми на каждой, между Полоцком и Витебском устроено 4 станции по 15 лошадей. К концу 1708 года почтовые тракты соединили Витебск с Копысью, Быхов с Черниговым, через Гомель. Военная почта быстро и регулярно доставляла письма, срочные сведения о военных действиях.

После 1711 года на линиях Великие Луки — Витебск — Могипев — Гомель, Смоленск — Витебск- Полоцк — Рига, Смоленск — Орша — Минск, Могилев — Бобруйск — Минск и на ряде других военную почту заменили ямщиками и временные военные почты стали постоянными гражданскими.

В 1711 году была установлена поверстная такса за почтовых лошадей  по деньге за версту.

В 1713 году учрежден Сенат, который стал ведать почтой и Ямской гоньбой.

В 1717 году по решению Сената подводы были разделены на почтовые и Ямские. И тем и другим было разрешено брать частных лиц с двойной оплатой.

В 1764 году в Польше был издан «Универсал о почтовом деле», который стал основой для существенной модернизации института почты в Польше и Великом Княжестве Литовском. Для этого руководство почтовой службой было поручено «Генеральной дирекции почт Е. К. В. коронных и литовских земель». Перевозкой корреспонденции занимались пешие и конные гонцы, которых называли курьерами или почтальонами. Письма доставлялись обычной почтой (так называемой «ординарной») и так называемыми «эстафетами», либо специальными гонцами. Согласно изданной в это время «Полной почтовой таксе на письма как в другие края в Коронных землях, так и в Великом Княжестве Литовском» вводится принцип равной оплаты для всех лиц, пользующихся почтовой связью. От платы освобождались только военная и фискальная корреспонденция, корреспонденция Постоянного Совета и некоторых монашеских орденов.

После издания в 1764 году «Инструкций для господ почтмейстеров» в Польше начали использовать государственные почтовые печати, оттискиваемые на сургуче, и штемпели, оттиски которых делались тушью. Печати использовались для удостоверения почтовых документов и защиты писем, поврежденных в процессе перевозки. Штемпели применялись для обозначения места отправки корреспонденции. Известны печати того периода из Гродно, Каунаса, Люблина, Львова, Варшавы и штемпели для Белостока, Гродно, Кременца, Минска, Львова, Познани, Радома, Вильнюса и Замосци.

В 1775 году введен дополнительный штемпель, освобождающий от почтовых сборов военную корреспонденцию, отмеченную универсалами Великих гетманов коронного и литовского. Почтовые штемпели впервые вошли в употребление в 1764 году.

В 1794 году в Польше также введены печати почтовой цензуры.

Пакетбот для перевозки почты. В 1723 году при Петре Первом была отправлена первая почта по Балтийскому морю.

В 1782 году в России прошли новые реформы почтовой службы. Состоялись указы о составлении примерной почтовой карты всех дорог, о разделении почты на легкую и тяжелую, о правилах выдачи подорожных на пользование почтовыми лошадьми.

Почтовые учреждения были поставлены в иерархическую подчиненность одни другим. Высшими органами были почтамты, им непосредственно были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам уездные. Низшую ступень местного почтового управления составляли почтовые станции, заменявшие собой почтовые ямы.

Были созданы новые почтовые тракты в Константинополь и Вену, восстановлен ранее закрытый тракт в Ригу через Литву.

Спешная почта царя и важных сановников перевозилась нарочными — фельдъегерями на почтовых тройках

В 1783 году впервые был установлен страховой сбор 1/2% с пересылаемых по почте золотой и серебряной монеты и ассигнаций. В это же время была установлена единообразная поверстная такса за доставление писем и посылок с каждого письма в 1 лот или 3 золотника, на 100 верст по 20 копеек, а меньше 100 верст  по 1 копейке.

Нагрудные знаки почтальонов Минской, Могилевской и Гродненской губерний ХIХ века.

В 1793 году Белоруссия воссоединилась с Россией, после чего Белорусская почта получает свое дальнейшее развитие в составе Российской империи.

В начале царствования Александра Первого почтовым департаментом назывались все почтовые ведомства со всеми входящими в его состав учреждениями, как центральные, так и местные. Высшее управление почтами сосредотачивалось в лице главного директора почт в Главном почтовом управлении, устроенном по образцу прочих государственных коллегий.

Форма мундира и сумки столичного почтальона, положенные по штату. 1830 г.

В 1802 году в России были учреждены министерства. Почтовое управление было отдано в подчинение Министерству Внутренних дел.

В 1802 году были созданы почтовые округа, в том числе Минский, Витебский и Могилевский.

В 1810 году Главное почтовое управление было преобразовано в почтовый департамент Министерства Внутренних дел.

Губернские и областные конторы были разделены на три класса, уездные  на 4 класса, пограничные на 2 класса. Во главе контор были поставлены почтмейстеры.

В 1845 году в России появились маркированные конверты.

Кожаные сумки-баулы для перевозки почты. 2-я половина ХIХ века.

В 1857 году в России были выпущены первые почтовые марки.

В 1865 году Главное управление почт было преобразовано в Министерство почт и телеграфов, которое просуществовало до 1868 года.

В 1867 году впервые были введены штемпельные конверты.

Печать управления почт и телеграфов. ХIХ век.

В 1884 году Русская почта была объединена с телеграфом, что явилось поворотным моментом в развитии почты.


Выдающийся русский ученый, член-корреспондент Петербургской Академии наук, Павел Львович Шиллинг

В 1832 году выдающийся русский ученый, член — корреспондент Петербургской Академии наук, Павел Львович Шиллинг впервые продемонстрировал работу электромагнитного телеграфа.

Русский академик Борис Семенович Якоби

В 1850 году русский академик Борис Семенович Якоби изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Изобретение аппарата явилось выдающимся событием в истории связи и одним из крупнейших достижений мировой науки и техники.

Первые телеграфные станции в Белоруссии были оборудованы в 1859 году при Минской почтовой конторе и в городе Бобруйске. Между городами Минск и Бобруйск и была организована первая телеграфная связь.

 

Вплоть до 1917 года на должность телеграфиста могли поступать лишь женщины — вдовы, девицы не моложе 18 лет и замужние женщины, состоящие в браке за чиновником почтово-телеграфного ведомства. В случае болезни телеграфистки, состоящей в браке за чиновником, ее обязанности должен был исполнять муж.

Первая женщина на Минской почтово-телеграфной конторе была принята на работу телеграфистом в 1905 году.

В Минске первые почтовые ящики появились в 1870 году и были установлены в, более заселенных районах города, на Троицкой горе, на Красной горке и один — у входа в почтовую контору. К концу 1903 года в Минске уже насчитывалась 12 почтовых ящиков. Выемка из почтовых ящиков производилась 2 раза в сутки, на извозчике, который сопровождался почтовым работником. При выезде на выемку писем работник получал от начальника конторы 12 контрольных пластинок красного цвета — по количеству имеющихся почтовых ящиков. Вынимая корреспонденцию из каждого, почтальон оставлял там красную пластину и забирал синюю, чтобы потом отчитаться перед начальником.

Станционные дома (XIX в.)

ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ.

С развитием государственной почты усилилось внимание к состоянию сухопутных путей, строились и реконструировались почтовые тракты. В начале ХIХ века на вновь открываемых и реконструируемых почтовых трактах строятся новые почтовые станции.

На вновь открываемых почтовых трактах в начале ХIХ века строятся новые почтовые станции — типовые станционные дома. В зависимости от значения дорог на станции должно было содержаться различное количество лошадей: 1 разряд — более 50, II разряд — более 25, III — не менее 15. Комплекс станционного дома третьего разряда состоял из центрального здания с помещениями для проезжающих, смотрителей, приписки подорожных. По обеим сторонам станционного дома, соединенные с ним оградой с воротами, симметрично располагались изба для ямщиков и кладовая с однотипными фасадами. В глубине станционного двора находились сараи и конюшни. Станции строились параллельно шоссе своим главным фасадом (в 20 — 30 м), вместе с оградой и флигелями.

 ДИЛИЖАНС.

В 1820 году на дорогах России появилась новинка дорожной техники того времени — дилижанс. 12 апреля 1827 года учреждена почтово-дилижансная линия от Петербурга до Радзивилов через Витебск, Могилев, Житомир. Дилижанс был рассчитан на четыре человека. Движение шло по расписанию днем и ночью, на смену лошадей отводилось не более 15 минут. Первые линии были частными. Первая же государственная дилижансная линия появилась в 1840 году.

 Один из первых почтовых вагонов Николаевской железной дороги 1851 г.В Белоруссии регулярная перевозка почты началась в 1871 году по железным дорогам: «Минск — Москва», «Минск — Ровно», «Минск — Брест», «Минск — Любава».

Почтовые вагоны имели специальные стеллажи для сортировки и хранения почты. На вагонах висели почтовые ящики для приема писем на остановках.


ИЗ ИСТОРИИ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.

Форма одежды почтовых служащих была введена еще в 1628 году. Первоначально одежду ямщика составляли: зипун лазоревый, шапка вишневая с пухом, кушак бумажный с ножами, кафтан шубной, полусуконный подлазоревый. Эта одежда дополнялась рожком из обычного бычьего рога. В те времена форма стоила весьма дорого, носилась бережно и иногда даже передавалась по наследству: от отца к сыну и даже внуку. Так как почта была всегда государственной и к ней предъявлялись такие же требования, как к армии, то и форма почтовых служащих всегда была похожа на военную, с обязательным ношением оружия.

Дорожная форма почтальона.1869 г. (летняя и зимняя).

Только лишь в 1867 году из амуниции почтальонов исчезли кортики, которые не приносили пользы, а причиняли только повреждения одежде. При организации заморской почты для почтарей была сшита форма с государственной эмблемой.

В конце ХVII века у почтарей появилась новая форма — белые сермяжные кафтаны с красными орлами на груди.

Форма одежды телеграфистки. 1859 г.

При Петре форма была изменена: она состояла из кафтана зеленого английского сукна с красными обшлагами и отворотами, с медными пуговицами, темного плаща. На груди почтальона висела медная бляха с орлом.

С этого момента до ХХ века различных оттенков зеленый цвет форменных мундиров является постоянной отличительной особенностью служащих почтового ведомства.