Услуги
Тарифы
Справка

Регулярная государственная почта XVIII-XIX вв

Регулярная государственная почта XVIII-XIX вв.

В ХVIII веке почтовая служба на белорусских землях получила дальнейшее развитие.

В Польше и Великом княжестве Литовском королевская почта являлась общегосударственным учреждением. Позже были созданы и частные почты, которые дополняли деятельность королевской.

Они перевозили почтовые отправления в европейские страны, а также поддерживали внутренние почтовые сообщения между городами.

Для управления почтой была введена должность генерального почтмейстера, создано почтовое управление. За пересылку отправления на любое расстояние на польской территории ввели универсальный почтовый тариф в размере 4 гроша за письмо весом не более 1 лота (около 12,66 грамма). Это был первый универсальный почтовый тариф в мире.

Позже установили постоянные тарифы за пересылку корреспонденции в зависимости от расстояния: 1, 1/3 гроша — из Львова до Замосци, 2 гроша — из Львова до Люблина и 3 гроша — из Львова до Варшавы.

Почтовая служба в Великом княжестве Литовском имела много общего с ямской службой в Российском государстве.

В начале ХVIII в России были проведены почтовые реформы: учреждены почтовые управления, первые почтамты в Москве, Петербурге, Риге; почтовые конторы в Архангельске, Ревеле, Нарве, Выборге, Вологде. Введены должности почтмейстеров, организованы военно-полевая почта (1716 г.) и регулярная перевозка почты на кораблях по Балтийскому морю. Почта становится подлинно государственной службой. Разрабатываются новые почтовые маршруты, приводятся в порядок государственные дороги. Организуется курьерская почта — для срочной доставки писем вне всякого графика.

В начале ХVIII века, во время русско-шведской войны 1700-1721 годов, на белорусских землях строятся новые почтовые дороги и станции. Для ведения войны необходима хорошая и надежная связь, поэтому для быстрого выполнения всех работ по строительству и реорганизации были привлечены военные.

В декабре 1707 года передана первая почта по построенному тракту из Борисова в Быхов. По пути следования из Витебска до Смоленска было устроено 5 станций с 20 лошадьми на каждой, между Полоцком и Витебском — 4 станции по 15 лошадей. К концу 1708 года почтовые тракты соединили Витебск с Копысью, Быхов с Черниговым через Гомель. Военная почта быстро и регулярно доставляла письма, срочные сведения о военных действиях.

После 1711 года на линиях Великие Луки — Витебск — Могипев — Гомель, Смоленск — Витебск- Полоцк — Рига, Смоленск — Орша — Минск, Могилев — Бобруйск — Минск и ряде других на смену военной почте пришли ямщики, и временные военные почты стали постоянными гражданскими.

В 1711 году была установлена поверстная такса за почтовых лошадей — по деньге за версту.

В 1713 году учрежден Сенат, под ведомство которого перешли почта и Ямская гоньба.

В 1717 году по решению Сената подводы были разделены на почтовые и Ямские. И тем и другим было разрешено брать частных лиц с двойной оплатой.

В 1764 году в Польше издан «Универсал о почтовом деле», который стал основой для существенной модернизации института почты в Польше и Великом княжестве Литовском. В связи с этим руководство почтовой службой было поручено Генеральной дирекции почт Е. К.  В. коронных и литовских земель. Перевозкой корреспонденции занимались пешие и конные гонцы, которых называли курьерами или почтальонами. Письма доставлялись обычной почтой («ординарной») и так называемыми «эстафетами», а также специальными гонцами. Согласно изданной в то время «Полной почтовой таксе на письма как в другие края в Коронных землях, так и в Великом княжестве Литовском» был введен принцип равной оплаты для всех лиц, пользующихся почтовой связью. От платы освобождались только военная и фискальная корреспонденция, корреспонденция Постоянного Совета и некоторых монашеских орденов.

После издания в 1764 году «Инструкций для господ почтмейстеров» в Польше начали использовать государственные почтовые печати, оттискиваемые на сургуче, и штемпели, оттиски которых делались тушью. Печати использовались для удостоверения почтовых документов и защиты писем, поврежденных в процессе перевозки. Штемпели применялись для обозначения места отправки корреспонденции. Известны печати того периода из Гродно, Каунаса, Люблина, Львова, Варшавы и штемпели из Белостока, Гродно, Кременца, Минска, Львова, Познани, Радома, Вильнюса и Замосци.

В 1775 году введен дополнительный штемпель, освобождающий от почтовых сборов военную корреспонденцию, отмеченную универсалами Великих гетманов коронного и литовского.

В 1794 году в Польше также введены печати почтовой цензуры.

Пакетбот для перевозки почты. В 1723 году при Петре Первом была отправлена первая почта по Балтийскому морю.

 

В 1782 году в России были проведены новые реформы почтовой службы. Приняты указы о составлении примерной почтовой карты всех дорог, о разделении почты на легкую и тяжелую, о правилах выдачи подорожных на пользование почтовыми лошадьми.

Почтовые учреждения были организованы в иерархическую структуру. Высшими органами стали почтамты, непосредственно им подчинялись губернские почтмейстеры, в подчинении которых в свою очередь находились уездные. Низшую ступень местного почтового управления составляли почтовые станции, заменявшие собой почтовые ямы.

Были созданы новые почтовые тракты в Константинополь и Вену, восстановлен ранее закрытый тракт в Ригу через Литву.

Спешная почта царя и важных сановников перевозилась нарочными — фельдъегерями на почтовых тройках

 

В 1783 году впервые установлен страховой сбор — 0,5% с пересылаемых по почте золотых и серебряных монет и ассигнаций. В это же время была установлена единообразная поверстная такса за доставку писем и посылок — за каждый лот веса письма за каждые 100 верст доставки взимались 2 копейки, менее 100 верст — 1 копейка.

Нагрудные знаки почтальонов Минской, Могилевской и Гродненской губерний ХIХ века.

В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой центральная часть белорусских земель вошла в состав Российской империи, где и проходило дальнейшее развитие белорусской почты.

В начале царствования Александра I почтовым департаментом называлось любое почтовое ведомство со всеми входящими в его состав учреждениями, как центральное, так и местное. Высшее управление почтами было сосредоточено в лице главного директора почт Главного почтового управления, устроенного по образцу прочих государственных коллегий.

Форма мундира и сумки столичного почтальона, положенные по штату. 1830 г.

В 1802 году в России были учреждены министерства. Почтовое управление передали в подчинение Министерству внутренних дел.

В том же году были созданы почтовые округа, в том числе Минский, Витебский и Могилевский.

В 1810 году Главное почтовое управление преобразовано в почтовый департамент Министерства внутренних дел.

Губернские и областные конторы были разделены на 3 класса, уездные — на 4 класса, пограничные — на 2 класса. Во главе контор поставлены почтмейстеры.

В 1845 году в России появились маркированные конверты.

Кожаные сумки-баулы для перевозки почты. 2-я половина ХIХ века.

В 1857 году в России были выпущены первые почтовые марки.

В 1865 году Главное управление почт преобразовано в Министерство почт и телеграфов, которое просуществовало до 1868 года.

В 1867 году впервые введены штемпельные конверты.

Печать управления почт и телеграфов. ХIХ век.

В 1884 году Русская почта была объединена с телеграфом, что стало поворотным моментом в развитии почты.


Выдающийся русский ученый, член-корреспондент Петербургской Академии наук, Павел Львович Шиллинг

 

Русский академик Борис Семенович Якоби

В 1850 году русский академик Борис Семенович Якоби изобрел первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат. Это изобретение стало выдающимся событием в истории связи и одним из крупнейших достижений мировой науки и техники.

Первые телеграфные станции на белорусских землях оборудованы в 1859 году — при Минской почтовой конторе и в Бобруйске. Между Минском и Бобруйском и была организована первая телеграфная связь.

 

 

Вплоть до 1917 года на должность телеграфиста могли поступить лишь женщины — вдовы, девицы не моложе 18 лет и замужние женщины, состоящие в браке с чиновником почтово-телеграфного ведомства. В случае болезни телеграфистки, состоящей в браке с чиновником, ее обязанности должен был исполнять муж.

Первая женщина в Минской почтово-телеграфной конторе была принята на работу телеграфистом в 1905 году.

Первые почтовые ящики в Минске появились в 1870 году и были установлены в наиболее заселенных районах города: на Троицкой Горе, Красной Горке и один — у входа в почтовую контору. К концу 1903 года в Минске уже насчитывалось 12 почтовых ящиков. Выемка корреспонденции из них производилась 2 раза в сутки, на извозчике, которого сопровождал почтовый работник. При выезде на выемку писем работник получал от начальника конторы 12 контрольных пластинок красного цвета — по количеству имеющихся почтовых ящиков. Вынимая корреспонденцию из каждого, почтальон оставлял там красную пластину и забирал синюю, чтобы отчитаться перед начальником.

 

 

Станционные дома (XIX в.)

ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ.

С развитием государственной почты усилилось внимание к состоянию сухопутных путей, начались строительство и реконструкция почтовых трактов. В начале ХIХ века на вновь открытых и обновленных почтовых трактах были организованы новые почтовые станции — типовые станционные дома.

В зависимости от значения дорог на станции должно было содержаться различное количество лошадей: I разряд — более 50, II разряд — более 25, III — не менее 15. Комплекс станционного дома третьего разряда состоял из центрального здания с помещениями для проезжающих, смотрителей, приписки подорожных. По обеим сторонам станционного дома, соединенные с ним оградой с воротами, симметрично располагались изба для ямщиков и кладовая с однотипными фасадами. В глубине станционного двора находились сараи и конюшни. Станции вместе с оградой и флигелями строились параллельно шоссе своим главным фасадом (в 20-30 м).

ДИЛИЖАНС.

 

Один из первых почтовых вагонов Николаевской железной дороги 1851 г.На территории Беларуси регулярная перевозка почты по железным дорогам началась в 1871 году в направлениях Минск — Москва, Минск — Ровно, Минск — Брест, Минск — Любава.

В почтовых вагонах были оборудованы специальные стеллажи для сортировки и хранения почты. На вагонах висели почтовые ящики для приема писем на остановках.


ИЗ ИСТОРИИ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ.

Форма одежды почтовых служащих была введена еще в 1628 году. Первоначально одежду ямщика составляли зипун лазоревый, шапка вишневая с пухом, кушак бумажный с ножами, кафтан шубной, полусуконный подлазоревый. Эта одежда дополнялась рожком из обычного бычьего рога. В те времена форма стоила весьма дорого, ее носили бережно и иногда даже передавали по наследству: от отца к сыну и даже внуку. Так как почта всегда была государственной и к ней предъявлялись такие же требования, как к армии, то и форма почтовых служащих была похожа на военную, с обязательным ношением оружия.

Дорожная форма почтальона.1869 г. (летняя и зимняя).

Только лишь в 1867 году из амуниции почтальонов исчезли кортики, которые не приносили пользы, а только портили одежду. При организации заморской почты для почтарей была сшита форма с государственной эмблемой.

В конце ХVII века у почтовых работников появилась новая форма — белые сермяжные кафтаны с красными орлами на груди.

Форма одежды телеграфистки. 1859 г.

При Петре I внешний вид формы изменился: теперь она состояла из темного плаща и кафтана зеленого английского сукна с красными обшлагами и отворотами, с медными пуговицами. На груди почтальона висела медная бляха с орлом.

С этого момента до ХХ века различных оттенков зеленый цвет форменных мундиров — постоянная отличительная особенность служащих почтового ведомства.