Услуги
Тарифы
Справка

Почта СССР в 1917 - 1941 г.г.

Ленин В. И.  Из-за гражданской войны, повлекшей за собой голод и разруху, становление почты в первые годы советской власти было трудным. Управление почтово-телеграфным делом в БССР в течение четырех лет было неоднократно преобразовано и переименовано.

В 1918 году почтово-телеграфное дело находилось в ведении Смоленского почтово-телеграфного округа.

Почтальон 20-х г.г. ХХ века.

29 ноября 1918 года на его базе образовано почтово-телеграфное управление Западной коммуны.

4 января 1919 года почтово-телеграфное управление Западной коммуны переведено в Минск.

6 января 1919 года почтово-телеграфное управление преобразовано в народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР.

4 февраля 1919 года народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР переименован в Западное областное почтово-телеграфное управление.

Отделение связи Пышно Лепельского района

1 марта 1919 года почтово-телеграфное управление переименовано в Наркомат почт и телеграфов Литвы и Белоруссии (Литбел).

1 января 1920 года Наркомпочтель Литбел ликвидирован.

11 июля 1920 года Мингубревком прибыл в освобожденный Минск, и был создан отдел народной связи Мингубревкома.

1 августа 1920 года отдел народной связи преобразован в отдел народной связи Военревкома БССР.

Почтовый ящик XX века.

В октябре 1920 года отдел народной связи Военревкома преобразован в Комиссариат народной связи Военревкома БССР.

17 декабря 1920 года Комиссариат преобразован в Наркомпочтель БССР.

7 сентября 1922 года Наркомпочтель БССР был упразднен, а его функции переданы вновь образованному Управлению связи Западного округа.

Для организации почтовой связи в городах и селах 2 мая 1918 года В. И.  Ленин подписал Постановление Совнаркома «Об учреждении трех тысяч почтово-телеграфных учреждений со сберегательными при них кассами».

 Кольцевая почта. 1924 г.

В 1918 году на пост Наркома почт и телеграфов был назначен В. Н.  Подбельский — организатор социалистической связи в первые годы советской власти. Сразу же после гражданской войны с помощью передвижных отделений связи наркомом почт и телеграфов были отправлены в деревню конверты, марки, открытки и бумага. В 1921-1922 гг. во многих деревнях при избах-читальнях начали создаваться первые агентства связи.

Почтовый ящик XX века.

1 января 1919 годаЛенин В. И.подписал Декрет советского правительства о бесплатной пересылке корреспонденции весом до 15-ти граммов.

С 1 января 1919 года почтовые предприятия начали принимать подписку на газеты и журналы и доставлять их подписчикам.

В 1920 году в Рогачеве Минской губернии была проведена переоценка марок царской России путем надпечатки ручным штемпелем цифры нового номинала.

В 1921 году была выпущена первая советская почтовая марка с изображением рабочего, который попирает дракона, символизирующего капитализм.

В 1922 году началось движение самолетов по линии Москва — Кенингсберг. Значительная часть этой трассы проходила над территорией БССР. В 1935 году для регулярной перевозки почты была открыта воздушная линия Минск — Москва. В 1932 году в республике начала работу первая почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь на самолете У2. В 1940 году в Пинске, Вилейке и Барановичах построены аэродромы, открыты новые почтовые авиалинии: Минск — Барановичи — Пинск — Брест — Минск и Минск — Вилейка — Белосток — Минск.

Передвижное отделение связи. 1918 г.

В 1924 году организована передвижная кольцевая почта на селе. На лошади, запряженной в телегу, почтальон объезжал целый десяток деревень и сёл, расположенных вдали от постоянного отделения связи.

В 1925 году постановлением СНК СССР была введена должность сельских письмоносцев.

В конце 1925 года в БССР насчитывалось 603 почтово-телеграфных предприятия.

В 1929 году лошадей заменили велосипедами, мотоциклами и автомобилями. В конце 30-х годов при Минской почтовой конторе было образовано самостоятельное транспортное подразделение и начато строительство гаража для автомобилей по улице Подлесной. Это послужило началом становления Транспортной конторы Минского областного управления НК связи — впоследствии РУП «Автобаза Белпочты». Подвижной состав Транспортной конторы состоял из трофейной техники и автомобилей, переданных в эксплуатацию из воинских частей: ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5, Форд-6, а также «виллисов» и «опелей». Для доставки почты использовались и специальные почтовые машины АМО-ф-15 и ГАЗ-55.

Почтовая машина 30-х г.г. ХХ века.

В 1935 году Минская почтово-телеграфная контора разделилась на два самостоятельных предприятия: Минскую почтовую контору и Минский телеграф.

В 1939 году после присоединения Западной Белоруссии почтовая связь резко изменилась, значительно увеличились почтовые операции за счет открытых новых почтовых трактов. Были образованы новые области: Брестская, Барановичская, Пинская, Белостокская и Вилейская. Вместе с тем были созданы областные управления связи, реорганизованы все почтовые отделения. В Белостоке, Барановичах, Бресте, Молодечно, Гродно и Лиде открыты отделы перевозки почты по железной дороге.

В новых областях к концу 1940 года работали 523 предприятия связи, в их числе — 312 агентств связи, 106 отделений связи и 105 почтовых контор.

В 1932 году в Республике была открыта первая почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь на самолете У-2.

Железнодорожные линии почтовых вагонов от Минска, Москвы, Ленинграда, Киева были продлены до всех областных центров и крупных станций Западной Белоруссии.

Накануне Великой Отечественной войны население республики обслуживали около 2300 почтовых контор, отделений связи и почтовых агентств.