Услуги
Тарифы
Справка

Почта СССР в 1917 - 1941 г.г.

Ленин В. И. В связи с гражданской войной, повлекшей за собой голод и разруху, становление почты в первые годы Советской власти было трудным. Управление почтово-телеграфным делом в Республике Беларусь в течение четырех лет неоднократно преобразовывалось и переименовывалось.

В 1918 году почтово-телеграфное дело находилось в ведении Смоленского почтово-телеграфного округа.

Почтальон 20-х г.г. ХХ века.

29 ноября 1918 года на базе Смоленского почтово-телеграфного округа образовано почтово-телеграфное управление Западной коммуны.

4 января 1919 года — почтово-телеграфное управление Западной коммуны переведено в Минск.

6 января 1919 года — почтово-телеграфное управление преобразуется в народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР.

4 февраля 1919 года — народный комиссариат почт, телеграфов и телефонов БССР был переименован в Западное областное почтово-телеграфное управление.

Отделение связи Пышно Лепельского района

1 марта 1919 года — почтово-телеграфное управление было переименовано в Наркомат почт и телеграфов Литвы и Белоруссии (Литбел).

1 января 1920 года Наркомпочтель Литбел был ликвидирован.

11 июля 1920 года Мингубревком прибыл в освобожденный Минск и был создан отдел народной связи Мингубревкома.

1 августа 1920 года — отдел народной связи был преобразован в отдел народной связи Военревкома БССР.

Почтовый ящик XX века.

Октябрь 1920 года — отдел народной связи Военревкома преобразован в Комиссариат народной связи Военревкома БССР.

17 декабря 1920 года — Комиссариат преобразован в Наркомпочтель БССР.

Только 7 сентября 1922 года — Наркомпочтель БССР был упразднен и его функции были переданы вновь образованному Управлению связи Западного округа.

Для организации почтовой связи в городах и селах 2 мая 1918 года В. И.  Ленин подписал постановление Совнаркома «Об учреждении трех тысяч почтово-телеграфных учреждений со сберегательными при них кассами».

 Кольцевая почта. 1924 г.

В 1918 году на пост Наркома почт и телеграфов был назначен В. Н.  Подбельский — организатор социалистической связи в первые годы Советской власти. Сразу же после гражданской войны нарком почт и телеграфов послал в деревню конверты, марки, открытки и бумагу. Для этих целей использовались передвижные отделения связи. В 1921-1922 гг. во многих деревнях начали создаваться при избах-читальнях первые агентства связи.

Почтовый ящик XX века.

1 января 1919 года Ленин В. И.  подписывает Декрет Советского правительства о бесплатной пересылке корреспонденции весом до 15-ти грамм.

С 1 января 1919 года почтовые предприятия начали принимать подписку на газеты и журналы и доставлять их подписчикам.

В 1920 году в Рогачеве Минской губернии была проведена переоценка марок царской России путем надпечатки ручным штемпелем цифры нового номинала.

В 1921 году была выпущена первая Советская почтовая марка с изображением рабочего, попирающего дракона, символизирующего капитализм.

В 1922 году началось движение самолетов по линии Москва — Кенингсберг. Значительная часть этой трассы проходила над территорией БССР. В 1935 году была открыта для регулярной перевозки почты воздушная линия Минск-Москва. В 1932 году в республике была открыта первая почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь на самолете У2. В 1940 году в Пинске, Вилейке и Барановичах построены аэродромы и открыты новые почтовые авиалинии — «Минск — Барановичи — Пинск — Брест — Минск» и «Минск — Вилейка — Белосток — Минск».

Передвижное отделение связи. 1918 г.

В 1924 году организована передвижная кольцевая почта на селе. На лошади, запряженной в телегу, почтальон объезжал целый десяток деревень и сёл, расположенных вдали от постоянного отделения связи.

В 1925 году постановлением СНК СССР была введена должность сельских письмоносцев.

В конце 1925 года в Республике Беларусь насчитывалось 603 почтово-телеграфных предприятий.

В 1929 году лошадей заменили велосипеды, мотоциклы и автомобили. В конце 30-х годов при Минской почтовой конторе было образовано самостоятельное транспортное подразделение и начато строительство гаража для автомобилей по улице Подлесной, которые дали начало Транспортной конторе Минского областного управления НК связи — в последствии РУП «Автобаза Белпочты». Подвижной состав Транспортной конторы состоял из трофейной техники и автомобилей, переданных в эксплуатацию от воинских частей. Это были автомобили: ГАЗ — АА, ГАЗ — ААА, ЗИС — 5, ФОРД — 6, Виллисы и Опели. Для доставки почты использовались и специальные почтовые машины АМО — ф — 15 и ГАЗ — 55.

Почтовая машина 30-х г.г. ХХ века.

В 1935 году Минская почтово-телеграфная контора разделилась на два самостоятельных предприятия: Минскую почтовую контору и Минский телеграф.

В 1939 году после присоединения Западной Белоруссии почтовая связь резко меняется, значительно увеличиваются почтовые операции за счет открытых новых почтовых трактов.

В 1939 году созданы новые области Брестская, Барановическая, Пинская, Белостокская и Вилейская в Западной Белоруссии. Вместе с тем были созданы областные управления связи, реорганизованы все почтовые отделения. В Белостоке, Барановичах, Бресте, Молодечно, Гродно и Лиде открыты отделы перевозки посты по железной дороге.

В новых областях к концу 1940 года работало 523 предприятия связи, в их числе — 312 агенств связи, 106 отделений связи и 105 почтовых контор.

В 1932 году в Республике была открыта первая почтовая авиалиния Минск — Глуск — Паричи — Мозырь на самолете У-2.

Железнодорожные линии почтовых вагонов от Минска, Москвы, Ленинграда, Киева были продлены до всех областных центров и крупных станций Западной Белоруссии.

Накануне Великой отечественной войны население Республики обслуживало около 2300 почтовых контор, отделений связи и почтовых агенств.