Услуги
Тарифы
Справка

Доставка вестей и почты в IX - XVII вв.

Берестяные грамоты.

Слово «почта» происходит от немецкого Post, итальянского posta, позднелатинского posito, что означает «станция с переменными лошадьми», «станция в пункте».

Это государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах, где не было железных дорог, и для перевозки пассажиров.

Потребность в получении известий из других местностей и стран относится к глубокой древности.  Наши предки славяне, как и другие народы, в своей хозяйственной и военной деятельности осуществляли связь с помощью гонцов, которые приносили сообщения как устные, так и письменные или облеченные в символическую форму. Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху 12-й династии существовали профессиональные гонцы, которые доставляли царские приказы вплоть до Азии.

 Первое упоминание о передаче вестей гонцами в княжеской Руси мы встречаем в летописях 885 года.

Уже с 885 года в русских летописях появляются фразы «послал весть» или «послал сказать». «Послал Олег к радимичам, спрашивая…» — читаем мы в «Повести временных лет».

В Витебске и Мстиславле найдены Берестяные грамоты с письменными сообщениями. Так, в грамоте из Витебска, датированной ХIII-ХIV веками, некий Степан просит Нежилу купить ему ячменя.

Западные земли Руси вошли в состав древнего Киевского государства в IХ-Х веках. На этих территориях воздвигались опорные пункты князей — Берестье (Брест), Городно (Гродно), Волковыйск (Волковыск) и другие поселения. К ним потянулись пути от более древних городов этого края. По ним привозили дань, ездили торговать, спешили княжеские гонцы. В Киевской Руси была установлена такая повинность, как «повоз»: население обязано было поставлять лошадей и повозки для перевозки княжеских гонцов и кладей. Гонец, вооруженный шашкой и луком, доставлял распоряжения князя в разные концы страны. Иногда грамоту гонцу не предоставляли, и особые вести ему приходилось заучивать наизусть. О своем прибытии гонец оповещал звуками рожка.

Княжеский гонец ХVI века.

С первой половины ХIII века западные земли Руси вошли в состав Великого княжества Литовского.

В летописи конца ХIV века упоминается княжеская почтовая служба. Великий князь и удельные князья содержали гонцов для пересылки сообщений и указов, как устных, так и письменных. Стать княжеским гонцом мог далеко не каждый. Ведь эта профессия требовала хорошего знания местных дорог, умения ориентироваться днем и ночью, а также определенной смелости: в пути гонцов подстерегали встречи с диким зверьем и разбойниками.

 

Ямская изба XVII в.

ПЕРЕВОЗКА ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ, ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ В ХIV-ХVI ВЕКАХ.

В ХIV-ХVI веках московские князья организовали систему ямской гоньбы, которая просуществовала до ХVIII века.

По дорогам через каждые 20-30 верст были устроены станции — «Ямы» или ямские дворы для смены и кормления лошадей.

Слова «ям» и  «ямщик»татарского происхождения: «ям» — от слова «дзям» — дорога,  «ямщик» — от «ям-чи» (проводник).

По указу императора некоторым городам и деревням вменялось в обязанность за счет жителей содержать положенное количество лошадей и ямщиков — так были устроены почтовые станции. Крестьянам ямских слобод (станов) было необходимо содержать в исправности дороги и мосты, поставлять лошадей, подводы и даже продовольствие с определённого числа дворов. Это была задача не из лёгких. Исполнять ямскую повинность, то есть выдавать по требованию лошадей, подводы со всех дворов и дежурить на станции, крестьяне (сошные люди) должны были по очереди. (Соха — территориальная единица выплаты подати крестьянам.)

Почтовая карета.

На ямском дворе несколько ямщиков «несли Государеву службу». Ямщики на тройках лошадей перевозили «Государевых людей и клади». К ямским дворам были приписаны прилежащие деревни, составляющие ямской округ. Сельскому населению вменялось в обязанность содержать положенное число лошадей и ямщиков, которые должны во всякое время быть готовы для доставки царских приказов и посланий.

Почтовая служба в Великом княжестве Литовском стала налаживаться с 1557 года. Специальная почтовая служба на территории Беларуси имела много общего с ямской службой в Московском государстве. Вдоль главных почтовых дорог через каждые 3-7 миль располагались ямы (почтовые станции). В белорусских городах роль почтальонов исполняли особые лица, так называемые «королевские дворяне», доставлявшие распоряжения государственных органов власти. На время военных действий для передачи различного рода донесений создавалась «служба листовая и путная» — прообраз войсковой связи. От крупных городов в разных направлениях расходились почтово-торговые дороги с почтовыми станциями.

Почтовые рожки

В 1568 году на совместном сейме Короны и Великого княжества Литовского было постановлено, что на содержание гонцов, перевозку послов и государственных лиц из городов и местечек должна собираться «гонецкая пошлина». Каждому селению или деревне, лежащим в пределах того или иного гонецкого участка, было необходимо содержать несколько лошадей «для посылки их в подводы». От окрестных крестьян (ямщиков) требовалось перевозить на подводах от станции к станции княжеских гостей, послов, государственных лиц.

 

В ХV-ХVI веках через Минск проходили старые торговые пути. От Смоленска до Минска дорога шла через Дубровно — Оршу — Друцк — Борисов. На Вильно — через Радошковичи — Молодечно. Минск был связан торговыми путями с Могилевом, Гродно, Брестом. Минские купцы вели торговлю и за пределами белорусских земель. По этим дорогам посылались сообщения о времени проведения ярмарок, наличии товаров, о встречах купцов.

В середине XVII столетия, а именно 22 ноября 1649 года, на территории Беларуси установилась регулярная (государственная) служба доставки почтовых отправлений «Ямская гоньба».

Почта стала общегосударственным и предназначенным для всего общества учреждением, которое содержалось на поступающие от специального налога доходы. В те времена доставка сообщений занимала недели, а то и месяцы. Когда дороги заливали дожди, почта не доставлялась вообще.

26 марта 1658 года по Указу государя Алексея Михайловича была направлена «Грамота Окольничему и Воеводе Полоцкому, князю Великого Гагиному с товарищами об устроении при городе Полоцке ямы и сборе на содержание оного ямских и уездных обывателей»..

Вторая половина XVII века характеризуется относительно быстрыми темпами развития почтовой связи в Минске и обустройством почтовых станций на территории Беларуси.

В январе 1667 года в Андрусово Россия и Польша заключили перемирие. По договору между государствами было решено учредить движение почты. Эта почта, названная Виленской, должна была следовать от Москвы через Смоленск до местечка Минговичи в Смоленском воеводстве, через польскую границу — в местечко Кадин Мстиславского воеводства и далее через Могилев и Минск — на Вильно. «На всякую неделю путь свой шествуя, всякие листы и ответы, как государские беде будет, так и торговые» Виленская почта обязана была перевозить безостановочно за определенную плату.

Первая корреспонденция отправлялась раз в неделю, и время ее доставки занимало до Риги — 11 дней, до Гамбурга через Ригу — 23 дня, а через Смоленск, Минск, Вильно — 21 день. Также за пересылку был предусмотрен почтовый сбор: в Новгород — 6 копеек с золотника, в Псков — 8 копеек, в Ригу — 10 копеек, в Берлин — 25.

В том же 1667 году в Минске был создан первый почтовый ям, который послужил основой почтовой связи в городе. Штат Минского почтового яма состоял из старосты, трёх ямщиков и трёх троек лошадей. Через Минск проходило много торговых путей, по которым курсировали «королевские дворяне» и окрестные крестьяне (ямщики).

Позже почтовые ямы на территории Беларуси были созданы в Мстиславле, Борисове, Могилеве, Радошковичах, Молодечно, Игумене, Смиловичах.